1. Нормативное правовое обеспечение деятельности ресурсного центра?ОТВЕТ:
● Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011
г. № 243-З (статья 23);
● Положение об учреждении общего среднего образования (утверждено
постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011
г. № 283 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012, № 42,
№8/25102));
● Положение об учреждении дошкольного образования (утверждено постановлением
Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012, № 10,
№8/24654)).
● Положение о специальной общеобразовательной школе (специальной
общеобразовательной школе-интернате) (утверждено постановлением Министерства
образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 132 (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, от 30.01.2012 г., № 12, 8/24653));
● Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи
(утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25
июля 2011 г. № 149 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, от
18.10.2011 г., № 116, 8/24261));
● Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от
21 октября 2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого
квалификационного справочника должностей служащих»;
2. Какие локальные документы должны быть в ресурсном центре?ОТВЕТ:
В учреждении образования, обладающем статусом Ресурсного центра, должна
быть следующая документация:
● Положение о Ресурсном центре;
● план работы;
● отчеты о проделанной работе;
● приказы об открытии Ресурсного центра, об ответственных за
работу Ресурсного центра, о регламенте работы Ресурсного центра;
● протоколы заседаний Ресурсного центра, рассматривающих
организацию и содержание работы Ресурсного центра.
3. Какие разделы должны быть в Положении о ресурсном центре?ОТВЕТ:
ПОЛОЖЕНИЕ — нормативно-правовой акт, определяющий порядок
создания и деятельности предприятий, учреждений и организаций, их структурных
подразделений, а также организаций, принадлежащих к сфере их управления,
функции, права, обязанности, основные правила организации работы и
взаимоотношения. Это может быть также свод правил, регулирующих определенные
направления деятельности.
Юридический словарь. 2000Положение о
структурном подразделении является локальным нормативным актом организации,
который определяет порядок создания подразделения, правовое и административное
положение подразделения в структуре организации, задачи и функции
подразделения, его права и взаимоотношения с другими подразделениями
организации, ответственность подразделения в целом и его руководителя.
Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их
разработки законодательством не установлены, каждое учреждение образования
самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного
подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.
Основными реквизитами положения о структурном подразделении как документа
являются:
наименование организации;
наименование документа (в данном случае — Положение);
заголовок к тексту (Положение о ресурсном центре);
гриф утверждения. Как правило, положения о структурных подразделениях
утверждаются руководителем учреждения образования;
текст;
отметки о согласовании.
Текст Положения может состоять из разделов и подразделов. Наиболее простой
является следующая структура:
1. «Общие положения».
2. «Цели и задачи».
3. «Функции, направления деятельности».
4. «Организация деятельности».
5. «Права и обязанности».
6. «Порядок внесения изменений и дополнений в настоящее положение».
Более сложной является структура, в которой к вышеперечисленным разделам
добавляются разделы:
«Структура и штатная численность»;
«Руководство (управление)»;
«Взаимодействие»;
«Ответственность»;
«Материально-техническая база»;
«Финансирование».
Еще более сложной является структура, в которую включаются специальные
разделы, посвященные условиям работы подразделения (рабочему режиму), вопросам
контроля и проверки деятельности структурного подразделения, оценки качества
выполнения подразделением своих функций, имущества структурного подразделения.
Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их
разработки законодательством не установлены, каждое учреждение образования
самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного
подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.
Основными реквизитами положения о структурном подразделении как документа
являются:
наименование организации;
наименование документа (в данном случае — Положение);
заголовок к тексту (Положение о ресурсном центре);
гриф утверждения. Как правило, положения о структурных подразделениях
утверждаются руководителем учреждения образования;
текст;
отметки о согласовании.
Текст Положения может состоять из разделов и подразделов. Наиболее простой
является следующая структура:
1. «Общие положения».
2. «Цели и задачи».
3. «Функции, направления деятельности».
4. «Организация деятельности».
5. «Права и обязанности».
6. «Порядок внесения изменений и дополнений в настоящее положение».
Более сложной является структура, в которой к вышеперечисленным разделам
добавляются разделы:
«Структура и штатная численность»;
«Руководство (управление)»;
«Взаимодействие»;
«Ответственность»;
«Материально-техническая база»;
«Финансирование».
Еще более сложной является структура, в которую включаются специальные
разделы, посвященные условиям работы подразделения (рабочему режиму), вопросам
контроля и проверки деятельности структурного подразделения, оценки качества
выполнения подразделением своих функций, имущества структурного подразделения.
Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их
разработки законодательством не установлены, каждое учреждение образования
самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного
подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.
Основными реквизитами положения о структурном подразделении как документа
являются:
наименование организации;
наименование документа (в данном случае — Положение);
заголовок к тексту (Положение о ресурсном центре);
гриф утверждения. Как правило, положения о структурных подразделениях
утверждаются руководителем учреждения образования;
текст;
отметки о согласовании.
Текст Положения может состоять из разделов и подразделов. Наиболее простой
является следующая структура:
1. «Общие положения».
2. «Цели и задачи».
3. «Функции, направления деятельности».
4. «Организация деятельности».
5. «Права и обязанности».
6. «Порядок внесения изменений и дополнений в настоящее положение».
Более сложной является структура, в которой к вышеперечисленным разделам
добавляются разделы:
«Структура и штатная численность»;
«Руководство (управление)»;
«Взаимодействие»;
«Ответственность»;
«Материально-техническая база»;
«Финансирование».
Еще более сложной является структура, в которую включаются специальные
разделы, посвященные условиям работы подразделения (рабочему режиму), вопросам
контроля и проверки деятельности структурного подразделения, оценки качества
выполнения подразделением своих функций, имущества структурного подразделения.
Юридический словарь. 2000Положение о
структурном подразделении является локальным нормативным актом организации,
который определяет порядок создания подразделения, правовое и административное
положение подразделения в структуре организации, задачи и функции
подразделения, его права и взаимоотношения с другими подразделениями
организации, ответственность подразделения в целом и его руководителя.
Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их
разработки законодательством не установлены, каждое учреждение образования
самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного
подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.
Основными реквизитами положения о структурном подразделении как документа
являются:
наименование организации;
наименование документа (в данном случае — Положение);
заголовок к тексту (Положение о ресурсном центре);
гриф утверждения. Как правило, положения о структурных подразделениях
утверждаются руководителем учреждения образования;
текст;
отметки о согласовании.
Текст Положения может состоять из разделов и подразделов. Наиболее простой
является следующая структура:
1. «Общие положения».
2. «Цели и задачи».
3. «Функции, направления деятельности».
4. «Организация деятельности».
5. «Права и обязанности».
6. «Порядок внесения изменений и дополнений в настоящее положение».
Более сложной является структура, в которой к вышеперечисленным разделам
добавляются разделы:
«Структура и штатная численность»;
«Руководство (управление)»;
«Взаимодействие»;
«Ответственность»;
«Материально-техническая база»;
«Финансирование».
Еще более сложной является структура, в которую включаются специальные разделы,
посвященные условиям работы подразделения (рабочему режиму), вопросам контроля
и проверки деятельности структурного подразделения, оценки качества выполнения
подразделением своих функций, имущества структурного подразделения.
Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их
разработки законодательством не установлены, каждое учреждение образования
самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного
подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.
Основными реквизитами положения о структурном подразделении как документа
являются:
наименование организации;
наименование документа (в данном случае — Положение);
заголовок к тексту (Положение о ресурсном центре);
гриф утверждения. Как правило, положения о структурных подразделениях
утверждаются руководителем учреждения образования;
текст;
отметки о согласовании.
Текст Положения может состоять из разделов и подразделов. Наиболее простой
является следующая структура:
1. «Общие положения».
2. «Цели и задачи».
3. «Функции, направления деятельности».
4. «Организация деятельности».
5. «Права и обязанности».
6. «Порядок внесения изменений и дополнений в настоящее положение».
Более сложной является структура, в которой к вышеперечисленным разделам
добавляются разделы:
«Структура и штатная численность»;
«Руководство (управление)»;
«Взаимодействие»;
«Ответственность»;
«Материально-техническая база»;
«Финансирование».
Еще более сложной является структура, в которую включаются специальные разделы,
посвященные условиям работы подразделения (рабочему режиму), вопросам контроля
и проверки деятельности структурного подразделения, оценки качества выполнения
подразделением своих функций, имущества структурного подразделения.
Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их
разработки законодательством не установлены, каждое учреждение образования
самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного
подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.
Основными реквизитами положения о структурном подразделении как документа
являются:
наименование организации;
наименование документа (в данном случае — Положение);
заголовок к тексту (Положение о ресурсном центре);
гриф утверждения. Как правило, положения о структурных подразделениях
утверждаются руководителем учреждения образования;
текст;
отметки о согласовании.
Текст Положения может состоять из разделов и подразделов. Наиболее простой
является следующая структура:
1. «Общие положения».
2. «Цели и задачи».
3. «Функции, направления деятельности».
4. «Организация деятельности».
5. «Права и обязанности».
6. «Порядок внесения изменений и дополнений в настоящее положение».
Более сложной является структура, в которой к вышеперечисленным разделам
добавляются разделы:
«Структура и штатная численность»;
«Руководство (управление)»;
«Взаимодействие»;
«Ответственность»;
«Материально-техническая база»;
«Финансирование».
Еще более сложной является структура, в которую включаются специальные разделы,
посвященные условиям работы подразделения (рабочему режиму), вопросам контроля
и проверки деятельности структурного подразделения, оценки качества выполнения
подразделением своих функций, имущества структурного подразделения.
Юридический словарь. 2000Положение о
структурном подразделении является локальным нормативным актом организации,
который определяет порядок создания подразделения, правовое и административное
положение подразделения в структуре организации, задачи и функции
подразделения, его права и взаимоотношения с другими подразделениями
организации, ответственность подразделения в целом и его руководителя.
Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их
разработки законодательством не установлены, каждое учреждение образования
самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного
подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.
Основными реквизитами положения о структурном подразделении как документа
являются:
наименование организации;
наименование документа (в данном случае — Положение);
заголовок к тексту (Положение о ресурсном центре);
гриф утверждения. Как правило, положения о структурных подразделениях
утверждаются руководителем учреждения образования;
текст;
отметки о согласовании.
Текст Положения может состоять из разделов и подразделов. Наиболее простой
является следующая структура:
1. «Общие положения».
2. «Цели и задачи».
3. «Функции, направления деятельности».
4. «Организация деятельности».
5. «Права и обязанности».
6. «Порядок внесения изменений и дополнений в настоящее положение».
Более сложной является структура, в которой к вышеперечисленным разделам
добавляются разделы:
«Структура и штатная численность»;
«Руководство (управление)»;
«Взаимодействие»;
«Ответственность»;
«Материально-техническая база»;
«Финансирование».
Еще более сложной является структура, в которую включаются специальные разделы,
посвященные условиям работы подразделения (рабочему режиму), вопросам контроля
и проверки деятельности структурного подразделения, оценки качества выполнения
подразделением своих функций, имущества структурного подразделения.
4. Где можно набраться опыта по вопросу организации деятельности
ресурсного центра?ОТВЕТ:
В учреждениях образования, на базе которых функционируют ресурсные
центры. Информацию о ресурсных центрах системы образования Витебского
района можно посмотреть на сайте отдела образования, спорта и туризма
Витебского райисполкома.
5. Как производится оплата руководителю ресурсного центра? Есть ли какая-нибудь
нормативная база по оплате работникам РЦ (инженеру-программисту, учителям,
педагогу-психологу)?ОТВЕТ:
В связи с отсутствием республиканского Положения о ресурсном центре,
штатного расписания оплата всем педагогам, задействованным в работе ресурсного
центра, на сегодняшний день осуществляется за счет стимулирующих выплат.
6. Каким образом определяются учреждения образования, на базе которых может
быть открыт ресурсный центр?ОТВЕТ:
Критериями, в соответствии с которыми в учреждении образования может
создаваться Ресурсный центр, являются:
- осуществление учреждением образования методической (научно-методической),
организационной, информационной, консультационной и (или) экспертной поддержки
деятельности других учреждений образования по одному или нескольким
направлениям развития образования;
- ведение учреждением образования инновационной, научно-исследовательской,
опытно-экспериментальной, проектной деятельности, ход и результаты которой
обладают теоретической ценностью и практической значимостью для системы
образования области;
- эффективное использование учреждением образования современных
образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий в
образовательном процессе;
- наличие в учреждении образования кадровых, научно-методических,
материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий, позволяющих
ему выступать в качестве ресурсного центра по одному или нескольким
направлениям развития образования для других учреждений образования.
7. Могут ли открываться ресурсные центры, объединяющие усилия нескольких
учреждений образования?ОТВЕТ:
Да, могут.
8. Как оплачивается деятельность руководителя РЦ? Работы много, а
дополнительная оплата невысокая…ОТВЕТ:
В связи с отсутствием республиканского Положения о ресурсном центре,
штатного расписания оплата всем педагогам, задействованным в работе ресурсного
центра, на сегодняшний день осуществляется за счет стимулирующих выплат.
Кроме того, в соответствии с п.2.5. Постановления Министерства образования
Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 22 «О типовых штатах и нормативах
численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального
образования» руководители учреждений образования с согласия соответствующих
управлений (отделов) образования, спорта и туризма, управлений (отделов)
образования, комитета по образованию, финансовых органов местных исполнительных
и распорядительных органов могут вводить дополнительно штатные единицы, не
предусмотренные типовыми штатами и нормативами численности. Т.е. с согласия
отделов образования, спорта и туризма, финансовых органов местных исполнительных
и распорядительных органов может быть введена ставка (0,5 ставки) руководителя
ресурсного центра.
9. Есть ли районные ресурсные центры? По каким направлениям? Где это можно
посмотреть?ОТВЕТ:
Районных ресурсных центров достаточно много по различным направлениям, в
том числе и предметных. Информацию можно уточнить в отделах образования, спорта
и туризма Витебской области. Электронные адреса отделов образования, спорта и
туризма можно посмотреть на сайте института развития образования.
Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их
разработки законодательством не установлены, каждое учреждение образования
самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного
подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.
Основными реквизитами положения о структурном подразделении как документа
являются:
наименование организации;
наименование документа (в данном случае — Положение);
заголовок к тексту (Положение о ресурсном центре);
гриф утверждения. Как правило, положения о структурных подразделениях
утверждаются руководителем учреждения образования;
текст;
отметки о согласовании.
Текст Положения может состоять из разделов и подразделов. Наиболее простой
является следующая структура:
1. «Общие положения».
2. «Цели и задачи».
3. «Функции, направления деятельности».
4. «Организация деятельности».
5. «Права и обязанности».
6. «Порядок внесения изменений и дополнений в настоящее положение».
Более сложной является структура, в которой к вышеперечисленным разделам
добавляются разделы:
«Структура и штатная численность»;
«Руководство (управление)»;
«Взаимодействие»;
«Ответственность»;
«Материально-техническая база»;
«Финансирование».
Еще более сложной является структура, в которую включаются специальные разделы,
посвященные условиям работы подразделения (рабочему режиму), вопросам контроля
и проверки деятельности структурного подразделения, оценки качества выполнения
подразделением своих функций, имущества структурного подразделения.
4. Где можно набраться опыта по вопросу организации деятельности
ресурсного центра?ОТВЕТ:
В учреждениях образования, на базе которых функционируют ресурсные
центры. Информацию о ресурсных центрах системы образования Витебского
района можно посмотреть на сайте отдела образования, спорта и туризма
Витебского райисполкома.
5. Как производится оплата руководителю ресурсного центра? Есть ли какая-нибудь
нормативная база по оплате работникам РЦ (инженеру-программисту, учителям,
педагогу-психологу)?ОТВЕТ:
В связи с отсутствием республиканского Положения о ресурсном центре,
штатного расписания оплата всем педагогам, задействованным в работе ресурсного
центра, на сегодняшний день осуществляется за счет стимулирующих выплат.
6. Каким образом определяются учреждения образования, на базе которых может
быть открыт ресурсный центр?ОТВЕТ:
Критериями, в соответствии с которыми в учреждении образования может
создаваться Ресурсный центр, являются:
- осуществление учреждением образования методической (научно-методической),
организационной, информационной, консультационной и (или) экспертной поддержки
деятельности других учреждений образования по одному или нескольким
направлениям развития образования;
- ведение учреждением образования инновационной, научно-исследовательской,
опытно-экспериментальной, проектной деятельности, ход и результаты которой
обладают теоретической ценностью и практической значимостью для системы
образования области;
- эффективное использование учреждением образования современных
образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий в
образовательном процессе;
- наличие в учреждении образования кадровых, научно-методических,
материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий, позволяющих
ему выступать в качестве ресурсного центра по одному или нескольким
направлениям развития образования для других учреждений образования.
7. Могут ли открываться ресурсные центры, объединяющие усилия нескольких
учреждений образования?ОТВЕТ:
Да, могут.
8. Как оплачивается деятельность руководителя РЦ? Работы много, а
дополнительная оплата невысокая…ОТВЕТ:
В связи с отсутствием республиканского Положения о ресурсном центре,
штатного расписания оплата всем педагогам, задействованным в работе ресурсного
центра, на сегодняшний день осуществляется за счет стимулирующих выплат.
Кроме того, в соответствии с п.2.5. Постановления Министерства образования
Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 22 «О типовых штатах и нормативах
численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального
образования» руководители учреждений образования с согласия соответствующих
управлений (отделов) образования, спорта и туризма, управлений (отделов)
образования, комитета по образованию, финансовых органов местных исполнительных
и распорядительных органов могут вводить дополнительно штатные единицы, не
предусмотренные типовыми штатами и нормативами численности. Т.е. с согласия
отделов образования, спорта и туризма, финансовых органов местных исполнительных
и распорядительных органов может быть введена ставка (0,5 ставки) руководителя
ресурсного центра.
9. Есть ли районные ресурсные центры? По каким направлениям? Где это можно
посмотреть?ОТВЕТ:
Районных ресурсных центров достаточно много по различным направлениям, в
том числе и предметных. Информацию можно уточнить в отделах образования, спорта
и туризма Витебской области. Электронные адреса отделов образования, спорта и
туризма можно посмотреть на сайте института развития образования.
Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их
разработки законодательством не установлены, каждое учреждение образования
самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного
подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.
Основными реквизитами положения о структурном подразделении как документа
являются:
наименование организации;
наименование документа (в данном случае — Положение);
заголовок к тексту (Положение о ресурсном центре);
гриф утверждения. Как правило, положения о структурных подразделениях
утверждаются руководителем учреждения образования;
текст;
отметки о согласовании.
Текст Положения может состоять из разделов и подразделов. Наиболее простой
является следующая структура:
1. «Общие положения».
2. «Цели и задачи».
3. «Функции, направления деятельности».
4. «Организация деятельности».
5. «Права и обязанности».
6. «Порядок внесения изменений и дополнений в настоящее положение».
Более сложной является структура, в которой к вышеперечисленным разделам
добавляются разделы:
«Структура и штатная численность»;
«Руководство (управление)»;
«Взаимодействие»;
«Ответственность»;
«Материально-техническая база»;
«Финансирование».
Еще более сложной является структура, в которую включаются специальные разделы,
посвященные условиям работы подразделения (рабочему режиму), вопросам контроля
и проверки деятельности структурного подразделения, оценки качества выполнения
подразделением своих функций, имущества структурного подразделения.
4. Где можно набраться опыта по вопросу организации деятельности
ресурсного центра?ОТВЕТ:
В учреждениях образования, на базе которых функционируют ресурсные
центры. Информацию о ресурсных центрах системы образования Витебского
района можно посмотреть на сайте отдела образования, спорта и туризма
Витебского райисполкома.
5. Как производится оплата руководителю ресурсного центра? Есть ли какая-нибудь
нормативная база по оплате работникам РЦ (инженеру-программисту, учителям,
педагогу-психологу)?ОТВЕТ:
В связи с отсутствием республиканского Положения о ресурсном центре,
штатного расписания оплата всем педагогам, задействованным в работе ресурсного
центра, на сегодняшний день осуществляется за счет стимулирующих выплат.
6. Каким образом определяются учреждения образования, на базе которых может
быть открыт ресурсный центр?ОТВЕТ:
Критериями, в соответствии с которыми в учреждении образования может
создаваться Ресурсный центр, являются:
- осуществление учреждением образования методической (научно-методической),
организационной, информационной, консультационной и (или) экспертной поддержки
деятельности других учреждений образования по одному или нескольким
направлениям развития образования;
- ведение учреждением образования инновационной, научно-исследовательской,
опытно-экспериментальной, проектной деятельности, ход и результаты которой
обладают теоретической ценностью и практической значимостью для системы
образования области;
- эффективное использование учреждением образования современных
образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий в
образовательном процессе;
- наличие в учреждении образования кадровых, научно-методических,
материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий, позволяющих
ему выступать в качестве ресурсного центра по одному или нескольким
направлениям развития образования для других учреждений образования.
7. Могут ли открываться ресурсные центры, объединяющие усилия нескольких
учреждений образования?ОТВЕТ:
Да, могут.
8. Как оплачивается деятельность руководителя РЦ? Работы много, а
дополнительная оплата невысокая…ОТВЕТ:
В связи с отсутствием республиканского Положения о ресурсном центре,
штатного расписания оплата всем педагогам, задействованным в работе ресурсного
центра, на сегодняшний день осуществляется за счет стимулирующих выплат.
Кроме того, в соответствии с п.2.5. Постановления Министерства образования
Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 22 «О типовых штатах и нормативах
численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального
образования» руководители учреждений образования с согласия соответствующих
управлений (отделов) образования, спорта и туризма, управлений (отделов)
образования, комитета по образованию, финансовых органов местных исполнительных
и распорядительных органов могут вводить дополнительно штатные единицы, не
предусмотренные типовыми штатами и нормативами численности. Т.е. с согласия
отделов образования, спорта и туризма, финансовых органов местных исполнительных
и распорядительных органов может быть введена ставка (0,5 ставки) руководителя
ресурсного центра.
9. Есть ли районные ресурсные центры? По каким направлениям? Где это можно
посмотреть?ОТВЕТ:
Районных ресурсных центров достаточно много по различным направлениям, в
том числе и предметных. Информацию можно уточнить в отделах образования, спорта
и туризма Витебской области. Электронные адреса отделов образования, спорта и
туризма можно посмотреть на сайте института развития образования.
x
Комментариев нет:
Отправить комментарий